История мотоцикла M-72.

Статьи

В середине 30-х годов уже всем жителям Европы стало ясно, что ско­ро грядёт ещё одна большая война.

Правительства всех стран занялись лихорадочным перевооружением сво­ их армий. Этот процесс затронул и мотоциклы.

Успехи вермахта в военной кампа­ нии 1939 года заставили наших воен­ ных обратить внимание на ту роль, которую в мобильной войне сыграли мотоциклы. В начале 1940 года были проведены государственные межведомственные испытания, в которых приняли участие мотоциклы 15 мо­делей — как отечественных, так и за­ рубежных. Итоги испытаний подвели на совещании, состоявшемся в Глав­ном бронетанковом управлении. Был сделан окончательный выбор: за образец для нового армейского мото­ цикла необходимо взять немецкий BMW R71.

А дальше всё было в полном соответствии с пословицей о том, что русские долго запрягают, но быстро ездят. 15 августа 1940 года Народный комиссариат общего машиностроения (НКОМ) издал приказ № 202 с, которым предписывалось создать Центральное конструкторское бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ) и до 1 октября 1940 года изготовить комплект чертежей нового мотоцикла. На­ чальником ЦКБМ был назначен Николай Петрович Сердюков, выпускник Военно воздушной, инженерной академии имени Жуковского, прошедший практику на производстве авиамоторов в компании BMW. В Германии были куплены в качестве образцов пять мотоциклов BMW R71: четыре разобраны для изучения, обмеров и анализа материалов, один сохранён как эталонный. Конструкторы жаловались, что допуски на такие разнородные детали, как шестерни коробки передач и крылья колёс, оказались по одному классу точности. Это однозначно указывает на то, что в их распоряжении оказался и комплект чертежей.

Производство нового мотоцикла, который вначале получил обозначение ИМ-1, а затем М-72 https://ironhorse.ru/kmz/m-72/, планировалось устроить с размахом. Головным по серий­ ному производству был назначен Московский мотозавод, организованный на базе Московского велозавода. Помимо этого, изготовлением М-72 должны были заниматься также мотозаводы в Ленинграде, Киеве и Харькове. Организация специальных заводов по производству мотоциклетных двигателей планировалась в Москве и Киеве, а пока изготовление двигателя возлагалось на Московский ЗИС, а коробки передач — на завод имени КИМ (будущий АЗЛК).

Изготовление карбюраторов поручили Московскому заводу АТ-2, электрооборудования — Московскому заводу АТ-1 и заводу осветительной аппаратуры в г. Киржач, коляски — Карачаровскому заводу Наркомхоза.

Хотя приказом НКОМ предписывалось «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла», коррективы были неизбежны. Порой это было вызвано тем, что советская промышленность не могла обеспечить точное повторение немецких узлов. А вот увеличение ёмкости бензобака с 14 до 22 л стало совершенно оправданным шагом. Приказом № 136 от 20 мая 1941 года было утверждено 473 изменения в чертежах М-72.

Первые три мотоцикла М-72 были собраны в конце марта 1941 года. Их по­ каз состоялся в Кремле. Вопреки распространённому мнению, что Сталин лично принимал участие во всех смотрах новой техники, на сей раз Иосиф Виссарионович не присутствовал. Из Кремлёвского дворца вышла группа генералов.

Осмотрев мотоциклы, они приказали завести их и несколько раз объехать Царь-колокол. «Ну что, — сказал один из генералов, — будем принимать?». Остальные согласились — так была решена судьба М-72.

Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР № 456-189ссот4 марта 1941 года «О развитии производства мотоциклов в СССР» предусматривался выпуск в 1941 году 30500 мотоциклов М-72. Причём Киевский мотозавод в этом документе уже не упоминался — вместо этого новый мотозавод решили строить в Пензе. Но начавшаяся война заставила внести свои коррективы.

Оцените статью
Автопортал - Speedfreak.ru
Добавить комментарий
Adblock
detector